Обзор земельного законодательства: Март 2016

29 февраля 2016 года на рассмотрение в Государственную Думу был внесен Законопроект №1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект»), предусматривающий усиление ответственности собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.

Несмотря на наличие в действующем законодательстве мер по борьбе с недобросовестными «аграриями», такие меры на сегодняшний день не изменили существенным образом ситуацию с нецелевым использованием сельскохозяйственных земель.

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, по состоянию на 01 января 2014 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 386,5 млн. га, из которых 196,1 млн га — сельскохозяйственные угодья, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. При этом около 20-25 млн. га таких земель, из числа находящихся в частной собственности, не используется по целевому назначению.

В связи с указанным, Законопроектом предусмотрен ряд изменений в действующем регулировании использования земель сельскохозяйственного назначения.

Так, устанавливается обязанность собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения приступить к его использованию в течение 1 года с момента возникновения соответствующего права собственности в том случае, если по результатам государственного земельного надзора в Единый государственный реестр недвижимости в отношении данного земельного участка были внесены сведения о его ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению в течение двух и более лет подряд.

Для целей проверки соблюдения указанного требования Россельхознадзор (его территориальные органы) по истечении года с момента приобретения лицом права собственности проводит государственный земельный надзор за соблюдением собственником земельного участка установленного разрешенного использования.

Такие мероприятия по государственному земельному надзору в ежегодный план проведения проверок не включаются.

В случае выявления нарушения использования земельного участка, собственнику грозит административный штраф, размер которого для юридических лиц может достигать до 10% кадастровой стоимости земельного участка.

Кроме того, Законопроектом предлагается изменить порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.

Законопроект предлагает заменить право органа исполнительной власти субъекта РФ на его обязанность в течение 1 месяца со дня поступления от Россельхознадзора (его территориальных органов) материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием сельскохозяйственного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии такого земельного участка и о его продаже с публичных торгов. При этом в случае невыполнения данной обязанности на ответственное должностное лицо может быть наложен административный штраф.

Указанный орган исполнительной власти субъекта РФ обязан обеспечить (при необходимости) проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

При этом отметим, что юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии, не вправе участвовать в публичных торгах по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, будут являться ничтожными.

Предлагаемые Законопроектом меры направлены на вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, и, по мнению их разработчиков, должны оказать положительное влияние на достижение целей, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Мы будем следить за дальнейшим ходом работы над Законопроектом и проинформируем Вас в случае его положительного рассмотрения и принятия.

.

Эксперты:

Capital Legal Services Елена Степанова, 

Партнер
+7 (495) 970 10 90
estepanova@cls.ru

Ольга Софинская Capital Legal Services Ольга Софинская, 

Юрист
+7 (495) 970 10 90
osofinskaya@cls.ru

Capital Legal Services